Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, в праздник Сретения Господня совершил Божественную литургию в Покровском соборе г. Воронежа, один из приделов которого посвящен этому празднику. Разделить радость престольного праздника в молитве со своим архипастырем в старинный намоленный храм собрались священнослужители и верующие воронежцы.
Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили секретарь Епархиального совета, и.о ректора Воронежской духовной семинарии священник Роман Ткачев, благочинный Центрального церковного округа протоиерей Геннадий Пашкевич, настоятель Покровского собора протоиерей Сергий Моздор и клирик Покровского собора иерей Максим Пчела.
Богослужебные песнопения торжественно и молитвенно исполнял смешанный хор Покровского собора.
Евангельское зачало, читавшееся за Литургией, содержало повествование о ныне празднуемом событии (Лк. 2:22–40).
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Затем митрополит Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты в земле Украинской.
По запричастном стихе с иерей Максим огласил Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи: «Ныне мы вспоминаем одно из важнейших событий евангельской истории. Носимый на херувимах и воспеваемый от серафимов Господь (стихиры праздника) днесь полагается на руки праведного Симеона, который получил обетование, что не вкусит смерти, доколе не увидит Христа, говорилось в обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви. — Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь, должна повлиять на наши поступки, ведь, как мы знаем из Евангелия, то, что мы сделали ближнему, мы сотворили и Богу (Мф. 25:40). Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия…» (Полный текст Обращения см. по ссылке внизу страницы).
Святых Христовых Таин в этот праздничный день причастились около 100 человек.
После отпуста Литургии у иконы праздника в центре храма было совершено славление — пропеты тропарь, кондак и величание Сретению Господню. По случаю престольного праздника было возглашено уставное многолетие Святейшему Патриарху, Правящему Архиерею, настоятелю и служащему духовенству, прихожанам и всем православным христианам.
Митрополит Сергий поздравил всех присутствующих с двунадесятым праздником Сретения Господня и произнес к духовенству и всем молящимся архипастырское слово назидания. Глава Воронежской митрополии подробно рассказал суть празднуемого события Священной истории, разъяснил его глубокий духовный смысл и призвал всех верующих стремиться к святой жизни по заповедям Евангелия Христова. «Мы должны вдохновляться историей этого события, дивиться премудрости Божией и учиться доверяться Его промыслу. Сегодня совершилась встреча Христа, который открывает миру новый путь познания истины. Мы каждый день поем за Литургией Его заповеди блаженства, — гимн нашего спасения, — но не задумываемся о значении, они проходят мимо нашего внимания. А исполнив их, начиная от первой и далее, мы можем стать святыми!» — подчеркнул Архипастырь. (Видеозапись проповеди митрополита Сергия можно посмотреть на встроенном плеере внизу этой страницы).
О ПРАЗДНИКЕ:
Церковнославянское слово «Сретение» означает «встреча». До Рождества Христова все праведные люди жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный старец Симеон и Анна пророчица — удостоились встретить в храме принесшего миру Нового Завет Богомладенца Иисуса Христа, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву (см.: Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную жертву.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37–38).
Несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне с надлежащей торжественностью.

Тропарь праздника Сретения Господня, гл. 1:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак праздника, гл. 1:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.