Надежда

Всенощное бдение и Божестенная литургия Неделю 26-ю по Пятидесятнице.

Всенощное бдение и Божестенная литургия Неделю 26-ю по Пятидесятнице.

«При этом сказал им: смотрите,
берегитесь любостяжания,
ибо жизнь человека не зависит
от изобилия его имения».
(Лк. 12:15)
Лучше всего описывает этот вопрос Евангельская беседа Иисуса Христа с богатым юношей, который, после слов Господа: аще хочеши совершен быти, иди продаждь имение твое, и даждь нищим (Мф. 19, 21), отошел от Него с печалью, Спаситель сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царствие небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в царство Божие (Мф. 19, 23, 84). Что это значит? Неужели то, что для богатых почти невозможен вход в Царство Небесное? Нет. Святитель Златоуст, объясняя вышеприведенную речь Господа, говорит, что «Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему».
Для правильного понимания некоторых мест Священного Писания, необходимо знать, где это было сказано и когда, так же и в этом отрывке Господь приводит выражение «Игольные уши», ведь так в Иерусалиме назывались тесные ворота для мелкого скота. Пройти сквозь них верблюд мог разве что проползая на коленях. Слова, сказанные Иисусом Христом ученикам после ухода юноши, полны скорби. Спаситель скорбит о том, что земное богатство загораживает людям Небо, привязывает к бренному, топит в пустой мирской суете. Если вдуматься, даже у людей умеренного достатка их малое богатство может заслонять от них Бога не меньше, чем капиталы богатых. Если человек морально не готов расстаться с обладанием имуществом, обрести свободу во Христе и пойти за Ним — значит он раб своего достатка. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там и будет сердце ваше»(Мф. 6,19–21)
Стало быть, Господь в упомянутых словах указывает не на невозможность для богатых спастись, а только на опасность богатства в деле спасения, а именно для тех, кто пристрастился к богатству. При правильном же и благоразумном употреблении богатства и богатый может спастись, подобно богатым Аврааму, Иову, Давиду и другим бесчисленным богатым, блаженствующим ныне в обителях Отца Небесного. В чем же состоит правильное и благоразумное употребление своего богатства, и как вообще нужно богатым вести себя, чтобы спастись?
На пути богатого христианина великое множество испытаний, на нем лежит ответственность за людей, которые от него зависят. Сытость и пресыщение зачастую уносят из сердца веру и ощущение присутствия Божия, одолевают искушения.
Царство Божие открыто любому, кто искренне делает все, чтобы войти в него. Если человек не привязан к деньгам и направляет их не на самоуслаждение, а на добро и милосердие — он идет правильным путем. Полезно помнить, что все, что мы имеем — дано нам Богом лишь временно, чтобы мы правильно и достойно им распорядились. Используя богатство во благо людям, мы пребываем в любви и свете Божьем, и получаем добрые плоды.
Много предостережений и советов относительно богатства можно найти в поучениях у святых отцов Церкви. Святитель Василий Великий призывает всех людей не преступать пределы умеренности и помнить, что любостяжательность (жажда наживы, скупость и т. п.) — является тяжким грехом идолопоклонничества. Святой Серафим Саровский критикует людские желания приобретать деньги и награды, советуя обретать иной капитал, благодатный и вечный — стяжание Духа Божия. Его можно получить только добрыми делами Христа ради, искоренением своих недостатков и молитвенной жизнью.
Безгрешных людей нет и Бог посылает многим из нас скорби для духовного трезвения. Однако, Господь может призывать к себе людей и через радость и земное изобилие. Если же богатый так и останется слеп и глух к духовной жизни, то его земное благоденствие отнимет у него шансы на оправдание на Страшном Суде.
Итак, и для богатых не затворен вход в Царство Небесное, если только дары благодати Божией, заключающиеся хотя бы во временных благах, они употребляют во славу Божью, на пользу ближних и во спасение своей души. И богатые спасутся, если, сохраняя истинное благочестие, будут помогать всякому, кому чем могут и сколько могут: накормят голодного, напоят жаждущего, помогут неимущему в одежде, найдут своею помощью заключенного или находящегося в болезни — и над мертвецом, по слову преподобного, — не возбранят благодати (Сир. 7, 36). Если будут вообще делать благотворения, по мере сил своих, во славу Божию, тогда и они из собственного опыта познают истину слов, что блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20, 35).